Церковная школа

Православный приход Святого апостола Филиппа в ОАЭ

Занятие 33. Курс «Основы православия». Тема №3 «Бог есть Троица» (окончание и ссылки на источники информации)

16:51 - 12 января 2010 года

Свойства и отношения Лиц Святой Троицы отчасти можно понять, всматриваясь в явления окружающей нас природы. Так, все мы видим на небе солнце, видим, как от него исходит свет и чувствуем, как оно дает нам свое тепло. Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян указывал: «Видите на небе круг блестящий – солнце - и от него исходит свет и рождается тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца свет. И как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит от Бога Отца Дух Святый. Каждый из нас различает отдельно и круг, и свет и тепло. Но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

О том же свидетельствует и пример огня, так же дающего и свет и тепло, имеющих между собой единство и различие. Некоторое подобие можно увидеть и в источнике воды, который скрыт под землей, но из него бьет ключ родника и далее течет водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и, однако же, различаются.

Аналогия присутствует и нашей собственной природе. По мнению многих Святых Отцов, коснувшихся глубин духовных созерцаний, человеческой душе присущи ум, слово (мысль - есть слово непроизнесенное), и дух (совокупность всех сердечных чувств). Эти все силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как в Троице три Лица составляют одно существо Божественное.

Но необходимо помнить всегда о неполноте и недостаточности каких-либо земных аналогий. «…Если мы употребляем сравнения, то пусть никто не думает, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства» - предупреждал святой Иларий. Аналогии из окружающей природы или из собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества.

В 5-ом веке в Византии случилось сильное землетрясение, от которого разрушились города и селения. Византийский император Феодосий собрал народ и все они обратились к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят в небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.

Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как Ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Так Ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «Помилуй нас». После этого землетрясение прекратилось.С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом богослужении.

По православной традиции, когда Вы поднимаетесь утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или собираетесь пообедать, равно и перед любым другим делом, обратитесь ко Святой Троице: осените себя крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Произнесите это с искренней верой, тогда Сам Господь Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил когда – то народ византийский.

При подготовке темы №3 были использованы: «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, курсы лекций иерея Олега Давыденкова по предметам «Катехизис» и «Догматическое богословие» (издательство Православного Свято -Тихоновского богословского института), «Сокровенный мир православия» В. Духанина (издательский совет РПЦ).

Копировать в блог     Сообщить новость

Обсудить в форуме Обсудить в форуме   Версия для печати Версия для печати